Главная » Статьи » Для родителей |
Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются: - снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения; - развитие психофизиологических качеств ребенка; - формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах — одна из важнейших. Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач: - формирование координации движения; - совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения; - повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице; - формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность, а затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д. Работа над данной проблемой ведется систематически: не менее 2–3 раз в неделю проводятся беседы с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.). Важно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице [3]. Организуя непосредственно-образовательную деятельность и беседы, я исхожу из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, т. е. при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде. Обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице проводится в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности, трудового воспитания, конструирования, на музыкальных и физкультурных занятиях. В непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим, детям даются представления о различных видах транспорта через: рассматривание тематических картин, таких как: «Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога»; просмотра видеофильмов; бесед; разучивание стихотворений, чтение рассказов. В НОД по развитию элементарных математических представлений даются понятия «левая, правая сторона», т. е. ориентировка в окружающем пространстве. В изобразительной деятельности ребята учатся рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта. В НОД по конструированию у детей формируется интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта). Формируется умение создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по схеме, собственному замыслу. На физкультурных занятиях дети продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Дети учатся ездить на велосипеде, самокате по прямой, по кругу, змейкой, тормозить. С помощью систематически организованных музыкальных занятий наши воспитанники принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука», показывая непосредственные знания и навыки в данной области.
- макеты для сюжетно-ролевых игр, - мобильные дорожные знаки, - дидактический материал по обучению дошкольников правилам дорожного движения. В методическом кабинете имеется учебно-методический материал по ПДД с учетом требований образовательной программы: картины и плакаты с различными дорожными ситуациями, библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения, иллюстрации, методическая литература, конспекты занятий, бесед, прогулок, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения, макет безопасного маршрута в детский сад. В каждой возрастной группе имеются перспективные планы по изучению ПДД, центры дорожного движения. Подобрана детская литература на тему дорожного движения, альбомы с загадками и стихами о ПДД, дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др. Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдений за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол. В течение года проводятся выставки рисунков детей: «Такие разные автомобили», «Я и дорога» и др. Ребята совместно с воспитателями изготавливают атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Работе с родителями уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге. В связи с этим проводится работа по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы. В начале учебного года проводится анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения. Проводятся акции, где дети раздают памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД. Изготавливаются папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми, а так же подбирается консультационный материал «Дошкольник и дорога». Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса. Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер — класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей основам безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме. Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде. Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты», я придерживаюсь следующих правил: 1) не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге. 2) сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности. 3) использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую-то форму основной, а какую - то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия - все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма. | |
Просмотров: 335 | |
Всего комментариев: 0 | |